Библиотеки и музеи: кооперация и интеграция электронных ресурсов

Л.А. Куйбышев, Н.В. Браккер
Центр по проблемам информатизации сферы культуры


При движении к информационному обществу функции библиотеки изменяются. В дополнение к своей традиционной деятельности, библиотека должна обеспечивать доступ к электронным ресурсам по всем разделам знаний как реальным посетителям, так и виртуальным посетителям, пользующимся удаленным доступом к библиотечным каталогам и фондам.

В отношении мирового культурного наследия библиотека играет двоякую роль. С одной стороны, библиотека предоставляет пользователям доступ к традиционным и электронным ресурсам по культурному наследию. С другой стороны, сами библиотечные фонды являются частью культурного наследия. Это и определяет два подхода к сотрудничеству библиотек и других учреждений, хранящих и изучающих культурное наследие (музеев, архивов и пр.) - кооперация для обеспечения доступа к уже существующим информационным ресурсам по культурному наследию и интеграция информационных ресурсов для организации баз знаний.

Обеспечение доступа к электронным информационным ресурсам по культурному наследию

В России с ее огромной территорией и небогатым населением нельзя надеятся на то, что мультимедийный компьютер и доступ в Интернет появятся в каждой семье в ближайшем будущем. Поэтому все надежды организации широкого доступа населения к электронным ресурсам и преодоление "информационного неравенства" связаны, в первую очередь, с общественными точками доступа в библиотеках, музеях, учреждениях образования.

По оценкам экспертов практически все региональные библиотеки, а также большинство городских библиотек России имеют электронные читальные залы или собираются организовать такие залы в ближайшее время. В центральных библиотеках страны, в том числе в Российской государственной библиотеке, ГПНТБ, Библиотеке иностранной литературы и некоторых других библиотеках крупных городов, имеется подключение к Интернет и значительные собрания изданий на CD-ROM, однако, в большинстве случаев, это различные базы данных, библиографии, научные и информационные диски. Мультимедийных дисков по культуре, искусству и образованию очень мало даже в крупных библиотеках.

В библиотеках, в которых функционируют электронные читальные залы, существует проблема комплектации CD-ROM фондов, нет исчерпывающей информации об издаваемых дисках, нет специальных скидок при закупке мультимедиа продукции. Отсутствие мультимедиа в учебных программах образовательных учреждений уменьшает количество читателей, обращающихся в библиотеки за электронными изданиями учебного, научного и культурного характера.

Центр ПИК планирует создание электронного иллюстрированного каталога российских мультимедиа CD-ROM по культуре, искусств и образованию, размещение его в Интернет и предполагает использовать его, в частности, в учебном процессе. Необходимо отметить, что, несмотря на исключительную потребность в предлагаемом электронном иллюстрированном каталоге российских CD-ROM дисков, на сегодняшний день не существует не только электронного, но и бумажного его аналога. Издаваемый НТЦ "Информрегистр" каталог "Российские электронные издания" (издаваемый в традиционном печатном варианте) не может рассматриваться в качестве аналога, т.к. выходит со значительным опозданием, не охватывает все диски и не содержит иллюстраций, рекомендаций по целесообразности использования в зависимости от возраста, образования читателя, не содержит сведений об условиях приобретения и другой необходимой информации. Центр мультимедиа технологий, созданный по приказу Министерства культуры на базе Центра ПИК, в течение ряда лет занимается сбором информации и анализом российского рынка электронных мультимедиа изданий по культуре, искусству и образованию. В 1997 - 1999 гг. специалисты Центра ПИК участвовали в работе экспертного жюри мультимедиа конкурсов "Аниграф. Контент". В Центре ведется иллюстрированная база данных российских мультимедиа изданий по культуре, искусству и образованию, а также база данных российских электронных издательств. В 1998 году в рамках международной конференции "Электронные изображения и визуальные искусства" EVA'98 Moscow, организованная Центром ПИК, была проведена выставка "Мультимедиа в культуре, искусстве и образовании", на которой было представлено 130 отечественных CD-ROM дисков, был подготовлен и размещен в Интернет иллюстрированный каталог выставки. В 1999 году была проведена аналогичная выставка в рамках конференции EVA'99 Moscow; на ней было представлено около 40 мультимедиа дисков и Интернет-сайты по культуре и образованию; каталог выставки на русском и английском языках также размещен в Интернет. Каталоги этих выставок и станут основой создаваемого сейчас иллюстрированного каталога электронных изданий по культуре и образованию.

Что касается Интернет-ресурсов, то тут существует проблема отбора качественных ресурсов по той или иной области знаний. Огромный объем Интернет-ресурсов требует значительных затрат времени для поиска и отбора нужного ресурса. Поэтому работники сферы культуры должны хорошо ориентироваться в Интернет и помогать пользователям найти необходимую и, главное, качественную информацию. Одним из решений этой проблемы является организация специализированных серверов, предоставляющих аннотированные списки надежных и качественных ресурсов по различным разделам знаний (например, каталоги Интернет-ресурсов по истории, по социологии и пр.). Именно учреждения культуры - архивы, библиотеки, музеи - по роду своей деятельности призваны отбирать информацию и предоставлять ее пользователю в упорядоченном виде, т.е. должны активно участвовать в создании аннотированных каталогов Интернет-ресурсов.

Общественных точек доступа к электронным ресурсам по культуре, организованных при музеях, почти нет. Практически единственное исключение - интернет-центр Московского Кремля. Необходимо стимулировать создание таких центров при других музеях, особенно в глубинке.

Интеграция информационных ресурсов по культурному наследию

С точки зрения культурного наследия барьеры между учреждениями культуры разного профиля во многом искусственны. В музеях хранятся фонды редкой книги и документальные фонды, которые могли бы храниться в библиотеках и архивах; музейные библиотеки обладают уникальными фондами, а немузейные библиотеки организуют собственные музеи. Потребителю не важно, где именно хранится тот или иной документ или изображение - в библиотеке, музее или архиве, ему необходимо получить доступ к интересующей его информации.

Искусствены и барьеры между странами. Именно всемирные компьютерные сети предоставляют технологическую возможность получить доступ к электронным ресурсам по всемирному культурному наследию независимо от страны, в которой хранятся реальные объекты. Но технологической возможности недостаточно, на пути интеграции стоит языковой барьер и различные подходы к организации доступа к ресурсам.

Интеграция информационных ресурсов по всемирному культурному наследию должна проходить в двух плоскостях: вертикальной (национальное наследие) - интеграция ресурсов разных отраслей культуры, и горизонтальной (межнациональной) - интеграция ресурсов по культурному наследию разных стран и народов [1].

Интеграция на национальном уровне

Процессы информатизации, интеграции и представления информационных ресурсов в Интернет в библиотечной сфере идут гораздо быстрее, чем в музейной сфере по целому ряду объективных причин:

  • уникальность каждого музейного предмета и коллекции каждого музея в отличие от тиражности книг и пересечения фондов различных библиотек, что делает невозможной корпоративную каталогизацию музейных фондов;
  • развитое взаимодействие библиотек еще в докомпьютерном периоде (централизованные библиотечные системы, межбиблиотечный абонемент); взаимодействие музеев всегда сводилось в основном к выставочной деятельности и не было организационно оформлено;
  • наличие российских и международных стандартов библиографического описания и рубрикации; отсутствие российских стандартов описания музейных предметов;
  • изначальная установка библиотеки на предоставление читателю доступа к библиотечному каталогу; каталоги музейных собраний издавались только крупнейшими музеями для нужд специалистов и никогда не предоставлялись посетителю

К субъективным причинам следует отнести разработку и реализацию целого ряда специальным программ информатизации и интеграции информационных ресурсов российских библиотек (ЛИБНЕТ, "Российские библиотеки в Интернет", "Создание Российского центра корпоративной каталогизации (РЦКК)" и др [2]) и отсутствие подобных программ в музейной сфере.

В последние годы в этом отношении наблюдаются существенные положительные сдвиги. В первую очередь, музейное сообщество постепенно осознает необходимость совместной деятельности в плане информатизации и интеграции информационных ресурсов. Ключевую роль в этом процессе играет деятельность Ассоциации по документации и информационным технологиям (АДИТ) и проводимые ею ежегодные конференции. Впервые проблема создания Российской сети культурного наследия прозвучала и обсуждалась на Третьей ежегодной конференции АДИТ'99 "Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие" в Ярославле в мае 1999 г. и была названа национальной идеей [3]. Несмотря на то, что эта идея созрела в недрах музейного сообщества, необходимо, чтобы с первых шагов она рассматривалась в плане интеграции информационных ресурсов сферы культуры в целом. В первую очередь, здесь необходимо тесное сотрудничество специалистов музейной и библиотечной сферы, архивов, а также специалистов по охране недвижимого культурного наследия.

Большое значение имеет и практическая работая, которую с 1997 года ведет сервер "Музеи России" по сбору музейных сайтов (пока, в основном, презентационных, не содержащих музейных каталогов) и организации профессионального общения, а с 1999 года по ведению Всероссийского реестра музеев [4].

В этом году произошло несколько значительных событий в области интеграции информационных ресурсов в музейной сфере. Во-первых, Министерством культуры планируется разработка программы информатизации музейной сферы.

Во вторых, Институт "Открытое общество" (фонд Джорджа Сороса) принял стратегию поддержки сетей культурного наследия программой "Культура" в 2000 году, которая предполагает:

  1. Разработку и внедрение стандартов описания культурного наследия, в том числе: разработку и внедрение словарей синонимов и классификаторов, разработку и внедрение схем краткого описания объектов, разработку и внедрение схем полного описания объектов ("паспортов")
  2. Создание БД полных описаний - с обязательным предоставлением значительной части информации в открытый доступ
  3. Разработку и запуск Серверов интегрированной информации ("серверов этикеток") - с обязательным обеспечением открытого доступа к информации
  4. Разработку и запуск Серверов базовой информации ("серверов паспортов") - с обязательным обеспечением открытого доступа к информации
  5. Обучение использованию информационных технологий в культурной сфере
  6. Создание дружественной поисковой системы и специализированных интерфейсов и серверов, рассчитанных на разные категории пользователей,
  7. Индексацию и отбор качественной и актуальной информации
  8. Разработку и запуск серверов с картотеками Интернет-ресурсов по культурному наследию
  9. Формирование коммуникационной среды и службы новостей

В-третьих, при поддержке Института "Открытое общество" (фонд Джорджа Сороса) уже разрабатываются четыре проекта по стандартам описания музейных предметов, ландшафтов и пр.

В-четвертых, впервые в практике российских музеев в Интернет выставлена полная база данных о коллекции музея - это Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, который на протяжении последних пяти лет занимается планомерным внедрением у себя информационных технологий. К настоящему времени почти вся коллекция музея представлена в виде компьютерной базы данных. На этой основе был осуществлен проект "Окно в мир прекрасного", поддержанный Институтом Открытое общество (Фонд Сороса) в рамках конкурса "Российская культура в Интернет". Компьютерная реализация проекта выполнена давним партнером музея - ОАО "Альт-Софт". Результатом проекта стал сайт "Собрание Рыбинского музея-заповедника". Его ядром являются интерактивная база данных коллекции, виртуальные выставки и экскурсии, созданные из информации, накопленной в автоматизированной музейной системе КАМИС и содержащие сведения о музейных предметах. На сайте представлены и примеры новых информационных продуктов - интернет-каталогов по коллекции музея и виртуальных экскурсий. Особенностью информационной системы музея является возможность изготовления сотрудником музея таких электронных альбомов непосредственно из музейной базы данных. Представляемый сайт является реальным прообразом возможной реализации одного из узлов Российской сети культурного наследия. Презентация сайта "Собрание Рыбинского музея-заповедника" состоялась в интернет-центре "Московский Кремль" 10 марта 2000 года.

Большие надежды в плане совместных действий различных подотраслей культуры вселяет разработка межотраслевой программы "Электронные библиотеки". Хотим подчеркнуть, что, несмотря на название, эта программа обязательно должна включать проекты, связанные с информационными ресурсами музеев и с интеграцией информационных ресурсов сферы культуры в целом.

По существу, как Сети культурного наследия, так и Электронные библиотеки - это два подхода к одному и тому же, а именно, к созданию общего информационного пространства российской культуры и обеспечению широкого доступа к нему на базе новых информационных технологий, поэтому необходима координация работ по этим программам. Однако, пока ни тот, ни другой подход не предусматривает разработки новой структуризации контента, общей для всего культурного наследия, необходимой для организации баз знаний по культурному наследию, это дело будущего.

Перспективы интеграци информационных ресурсов музеев и библиотек

Информатизация музейных библиотек

Первый этап интеграции может состоять в создании в рамках одного музея интегрированной информационной системы, содержащей как каталог музейных предметов (музейная информационная система), так и каталог музейной библиотеки (библиотечная информационная система), связанные взаимными ссылками; при этом книги, состоящие на музейном хранении, должны иметь как электронные музейные паспорта, так и электронные библиографические описания. В описание музейного предмета включаются индексы книг, связанных с этим предметом, по каталогу музейной библиотеки, а в описание книги -- ссылка на связанные с ней предметы из музейной коллекции. Если затем включить электронный каталог музейной библиотеки и электронный каталог музейного фонда редкой книги в российские библиотечные компьютерные сети, то пользователи библиотечных сетей получат доступ как к книгам, хранящимся в музейной библиотеке, так и к книгам, состоящим на музейном хранении. При этом необходимо включить музейные библиотеки во все процессы, связанные с интеграцией библиотечных ресурсов (корпоративная каталогизация, использование авторитетных файлов, ретроконверсия и т.д.).

На пути реализации такого рода проектов стоят значительные трудности. Музейные информационные системы и библиотечные информационные системы имеют разные принципы построения, разрабатываются на разных программных платформах и имеют разный интерфейс. Как правило, фирмы, занимающиеся разработкой музейных систем и имеющие большой опыт работы в этой области , не знают особенностей библиотечных систем и стандартов, необходимых для их создания; это же относится и к разработчикам библиотечных информационных систем. А музей, внедряющий у себя музейную информационную систему, естественно, хотел бы при внедрении библиотечной информационной системы иметь дело с тем же разработчиком.

Музейные библиотеки, хранящие несметные богатства, оказываются Золушками в плане компьютеризации: в музее в первую очередь устанавливается автоматизированная система учета музейных предметов, до библиотечной системы руки не доходят, а библиотечные сети не замечают музейных библиотек в силу другой внутриведомственной подчиненности.

Например, в 17 музеях московского подчинения (из 23) есть библиотеки с объемом фондов от 2500 тысяч в музее В.А. Тропинина до 75000 в музее А.С. Пушкина. Только 6 музеев занимаются информатизацией своих библиотек, все они используют собственные разработки или просто средства Microsoft Office, а не специализированные библиотечные системы.

Одна из причин такой ситуации состоит в том, что музейные работники зачастую не знают о существовании специализированных библиотечных систем, не знают о достижениях библиотек в плане информатизации, не участвуют в работе библиотечных сообществ, не посещают библиотечных семинаров и конференций (например, деятельность секции "Музейные библиотеки" в Московском отделении IFLA).

Кроме автоматизации музейной библиотеки, для музеев, находящихся в исторических зданиях или памятниках архитектуры, в информационной системе необходим и блок для паспортов недвижимых памятников.

Таким образом, музей является тем узлом, в котором сосредоточиваются многие проблемы интеграции информационных ресурсов. Без решения этих проблем трудно надеятся на создание интегрированных информационных ресурсов по культурному наследию.

Корпоративное создание лингвистического обеспечения

Еще в начале 80-х годов, на заре информатизации музейной сферы, союзное Министерство культуры создавало рабочие группы для разработки музейной терминологии, определенные разделы поручалось подготовить специалистам крупных музеев. Однако этот проект не принес желаемых результатов, музейные тезаурусы так и не были разработаны. При внедрении автоматизированной музейной системы каждый музей работал самостоятельно, за исключением тех случаев, когда в музее внедрялась одна из типовых систем.

Сейчас, после десятилетия эксплуатации музейных информационных систем, как в отдельных музеях, так и у разработчиков типовых систем накопился опыт работы с терминологией, а также значительные массивы терминологических справочников и нормативных баз данных авторов, персоналий, исторических событий и пр., созданные в музее или в сообществе музеев, пользующихся одной типовой музейной системой. Это хорошая основа для создания общероссийских стандартизованных нормативных тезаурусов и баз данных авторов, персоналий, исторических событий, школ живописи, народных промыслов, фарфоровых заводов, тематических предметных рубрик и пр. Особую ценность представляют такого рода ресурсы, существующие в электронном виде.

При разработке такого рода тезаурусов и нормативных баз данных необходимо с самого начала придать им статус нормативной базы культуры и разрабатывать совместно специалистам из музеев, библиотек, архивов, основываясь на общих стандартах описания. Для этого необходимо создать что-то вроде общероссийского Комитета по стандартам в области культуры, роль которого, будет состоять в разработке форматов данных, конвертации существующих баз данных в форматы интегрированных систем по культурному наследию, их гармонизации между собой, гармонизации нормативных музейных и библиотечных авторитетных файлов на российском и международном уровне.

Интеграция на межнациональном уровне

На межнациональном уровне необходимо преодолеть языковой барьер и обеспечить взаимодействие контента, сделать российское культурное наследие доступным всему миру и предоставить российским пользователям доступ к мировому культурному наследию во всем его многообразии. Для реализации этой глобальной задачи необходимо тесное сотрудничество специалистов разных стран, специалистов музейной и библиотечной сферы, архивов, а также специалистов по охране недвижимого культурного наследия в области разработки и стандартизации информационно-лингвистического обеспечения.

Для продуктивной работы в этом направлении большую роль играют международные конференции. Такой конференцией, собравшей представителей разных стран и разных отраслей культуры для обсуждения проблем использования новых информационных технологий, была проходившая второй раз в Москве, в Государственной Третьяковской галерее, международная конференция "Электронные изображения и визуальные искусства" (EVA'99 Moscow). Организаторы конференции: от Комиссии Европейского сообщества - фирма VASARI Enterprises (Великобритания); от России - Центр по проблемам информатизации сферы культуры Минкультуры России (Центр ПИК) и Государственная Третьяковская галерея.

Целью конференции было ознакомить иностранных участников с российским культурным наследием, культурным и научным потенциалом, уровнем разработок и внедрения новых информационных технологий в сфере культуры; ознакомить российских специалистов с программами и проектами Комиссии Европейского Сообщества и обсудить проблемы и перспективы участия России в мировом информационном процессе; обсудить общие проблемы информатизации разных отраслей культуры - музеев, библиотек, органов охраны недвижимых памятников и наметить пути взаимодействия и интеграции информационных ресурсов; способствовать полноценному и полноправному участию России в мировых информационных процессах.

На конференцию собрались представители Министерства культуры и Министерства науки и технологий России, представители Московской делегации Комиссии Европейского Сообщества, специалисты из Австрии, Франции, Италии, Бельгии, Шотландии, США, Израиля, Японии, Кореи, Китая, Латвии, Украины; из Москвы, Санкт-Петербурга и еще 30 регионов России; всего зарегистрировано 620 участников. На конференции было представлено более 100 докладов по актуальным вопросам информатизации сферы культуры [5].

Во время работы конференции проходила выставка "Мультимедиа в культуре, искусстве и образовании". На выставке были показаны мультимедиа CD-ROM, Интернет-сайты, базы данных, программное обеспечение, оборудование, видеофильмы по культуре, искусству и гуманитарному образованию. В выставке приняли участие 40 организаций из России, Украины, Латвии, США.

Конференция показала, что стратегическим направлением развития как в России, так и за рубежом явялется интеграция информационных ресурсов по всемирному культурному наследию.

В настоящее время Центр ПИК занимается подготовкой очередной международной конференции EVA2000 Москва. Конференция будет проходить 23 - 27 октября в Государственной Третьяковской галерее. Тема конференции - "Электронная конвергенция: новые технологии в музеях, галереях, библиотеках и архивах".

В рамках конференции предполагается организовать семинар "Интеграция региональных информационных ресурсов по культуре". Проблема интеграции информационных ресурсов по культуре требует решения целого ряда организационных, юридических, технологических вопросов, вопросов стандартизации и пр. В России осуществляется целый ряд региональных проектов такого рода (Ярославская область, Ивановская область, Новгородская область, Омская область, Карелия и др.). Назрела необходимость, во-первых, ознакомить специалистов с результатами реализации этих проектов и, во-вторых, обсудить возникающие проблемы и наметить пути их решения. В семинаре такого рода особенно заинтересованы представители регионов, приступающие к программам интеграции информационных ресурсов по культуре или планирующие такие работы в будущем. В результате работы семинара ожидается выработка комплекса мер по координации и стандартизации, предложения по правовому и организационному обеспечению работ, а также контакты для международного сотрудничества.

Мы надеемся, что участие в работе конференции библиотечных и музейных специалистов поможет сделать значительный шаг вперед по пути интеграции информационных ресурсов по культурному наследию.

Ссылки

  1. Н.В. Браккер, Л.А. Куйбышев, Центр ПИК. "Некоторые вопросы интеграции информационных ресурсов по культурному наследию". В сб. "Материалы международной конференции EVA'99 Москва 25 -29 октября 1999 г." Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея, 1999, 1~9
  2. Сборник "Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад", М., изд-во Либерия, 1998
  3. А.В. Дремайлов "Российская сеть национального наследия: цели, задачи, средства". В сб. "Третья ежегодная конференция АДИТ'99" "Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие". Ярославль, 17 - 21 мая 1999 года. Тезисы докладов". Ярославль, 1999г., стр. 6 - 10.
  4. К.А. Наседкин, А.А. Наседкин ""Сеть Культурного Наследия и "Музеи России"". В сб. "Третья ежегодная конференция АДИТ'99 "Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие". Ярославль, 17 - 21 мая 1999 года. Тезисы докладов". Ярославль, 1999г., стр. 17 - 28.
  5. Сборник "Материалы международной конференции EVA'99 Москва 25 -29 октября 1999 г." Центр ПИК, Государственная Третьяковская галерея, 1999

Вернуться назад