Марк Антокольский

2 ноября 2003 года исполняется 160 лет со дня рождения великого русского скульптора Марка Матвеевича Антокольского.

Фотопортрет
М.М. Антокольского
Портрет Антокольского, написанный
И.Н.Крамским
Портрет Антокольского, написанный
И.Е.Репиным
Портрет Антокольского, написанный
В.М.Васнецовым

    Я впервые узнал об Антокольском, когда в первый раз приехал в Ленинград и вошел в Русский музей. Я увидел совсем не на почетном месте его Мефистофеля. Это было потрясение. Потом я встречался с молчаливыми созданиями его таланта в разных местах и в разное время, и каждый раз поражался его необыкновенному мастерству.

    Если Вам не очень известен Марк Матвеевич Антокольский, то можно о нем сказать следующее: он был крупнейшим скульптором второй половины XIX века, прославившим русскую культуру, и прожившим сложную и не слишком длинную жизнь в эпоху перелома в Российской истории.

    Сейчас в нашем Отечестве многое напоминает то время. Бурное развитие капитализма и освобождение от запретов, ведет к резкому росту частных заказов на строительство и на создание предметов искусства. Вкусы же и требования заказчиков у нас воспитывались в условиях "зоны" и плохого образования. А прежний зажим советского периода очень похож на тот неусыпный контроль и нормирование со стороны правительства и церкви, который в шестидесятые годы XIX века сменился ростом общественно-демократического движения, освобождением и поиском себя для молодых художников.

    Марк Антокольский оказался в среде передовой интеллигенции России лишь благодаря судьбе, которая наделила его необыкновенным талантом и трудолюбием. Невозможно себе представить, что без этих качеств, младший из шестерых детей, довольно бедной еврейской семьи, жившей на задворках Российской Империи, смог быть признан в Академии художеств, и стать известным скульптором. Он неохотно вспоминал свое детство: нелюбимый ребенок, кто хотел - бил его, грубый и жестокий отец, ранняя работа прислугой в трактире. Но страсть к рисованию, к лепке, к резбе выводила его на основную дорогу его жизни. О нем заговорили. Жена виленского генерал-губернатора, была столь просвещенной и преданной искусству, что добилась согласия отца Антокольского и отправила юношу в Петербург.

    Марк устремился в Академию художеств, показал свои работы профессору Н.С.Пименову, был принят в вольнослушатели. Там же он очень сблизился с такими воспитанниками, как: И.Е.Репин, К.А.Савицкий, В.М.Васнецов, В.М.Максимов. Молодежь не только обучалась художничеству, но и формировала свои взгляды на трудах демократов того времени: Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Он посещал собрания первого в России объединения демократических художников, возглавляемого И.Н.Крамским. "Критический взгляд на современное искусство" - была первая статья Антокольского. Потом он вернулся к литературному творчеству в конце своей жизни, написав не только множество работ по теории искусств, но и большой роман "Изаак".

    Но главным для Марка был труд по созданию тех образов, которыми он заболевал на протяжении всей его жизни. Каждая работа Антокольского - это результат мучительного поиска, тяжелого творческого процесса. Ученье и труд - все перетрут. В академической среде его не очень то продвигали, зарабатывать он должен был сам, а здоровья он был не крепкого.

    Реализм и духовность живут в произведениях Антокольского. Он создавал образы великих людей истории (Спиноза, Сократ), и прежде всего русской истории (Иван Грозный, Ермак, Нестор-летописец, Петр Первый), достойнейших современников (Боткин, Стасов, Тургенев), простых людей (Еврей-портной, Скупой, Мученица), и образов-символов (Христос, Мефистофель). Все его работы, за исключением единиц (надгробие этнографу Н. В. Ханыкову на кладбище Пер-Лашез в Париже, монумент, посвященный памяти русских солдат, погибших в русско-турецкой войне и установленный в Болгарии, надгробие дочери мецената И.Н.Терещенко в Киеве), живут во многих музеях России, стоят на площадях разных городов, на могилах известных людей.

    Необыкновенная одухотворенность образов, созданных Антокольским, объясняется реалистичностью и мастерством. За слишком подробную проработку деталей, его некоторые ругали. Но он всегда стремился к максимальной правдивости, изучая особенности одежды или предметов, относящихся к образу. А характер человека он мастерски передавал в напряжении мускулов лица или рук, посадке головы, и в других, даже самых мелких деталях.

    Современная скульптура этими вещами мало озабочена. Достоверность и жизненность, замещаются оригинальностью и гигантизмом. Не настоящий конь под маршалом Жуковым перед Историческим музеем, не может, не в силах сидеть в такой позе пожилой Достоевский перед Российской Государственной библиотекой, и на Поклонной Горе: не разрезал Георгий-Победоносец Змея копьем, а ангел не может быть черным... И т.д. и т.п. Создатель "Примуса" на Патриарших сказал по телевиденью про своих зрителей словами Незнайки: "Не доросли они еще до моей музыки". А вот достижения великого скульптора совсем не выпячиваются, они скромно стоят например в... гардеробе Музея архитектуры.

    Отношение наших современников к наследию предков характеризуется слабым интересом и практицизмом. Пример: после смерти автора азбуки для слепых К.К.Гроота в 1897 году семьи слепых собрали деньги на памятник своему попечителю, знаменитый русский скульптор Марк Антокольский вознес его бюст на мраморную колонну, у подножия которой запечатлел девочку, читающую по Брайлю... В ночь на 5 мая 2001 года неизвестные похитили бронзовый бюст Константина Гроота, установленный перед Санкт-Петербургской школой для слепых и слабовидящих детей.

    Из-за болезни и черносотенных антисемитских нападок Антокольскому пришлось значительную часть жизни прожить в добровольном изгнании, лишь на короткие периоды возвращаясь в Россию, которую он так любил и так возвеличил в мировом искусстве. М. М. Антокольский умер 9 июля 1902 года. Смерть застала его в Германии, похоронен скульптор в Петербурге на Преображенском кладбище.

Портрет Императрицы
Марии Федоровны
Христос перед судом народа
Мефистофель
Иван Грозный
Петр I
Христианская мученица
(Не от мира сего)
Нестор - летописец

    Можно почитать:
В.В.Стасов. Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творения, письма и статьи. Спб.-М., 1905.
Э.В.Кузнецова. Марк Матвеевич Антокольский. Ленинград, "Художник РСФСР", 1986.
Елена ГИЛЬ (Миссури) ОТМЕЧЕННЫЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ТАЛАНТОМ
Официальный портал администрации Санкт-Петербурга